«Дон Родриго» — наиболее значительная и уравновешенная по форме и содержанию опера. Автор либретто, испанский поэт и драматург Алехандро Касона и композитор трактуют сюжет как символическое воплощение страс-тей, устранив из него прямые связи с эпохой и документальными историчес-кими реалиями . Как сказал сам Хинастера в одном интервью, «„Дон Родриго" — это фантазия на всегда актуальные, всегда живые темы, так как чувства, которыми она вызвана, — это универсальные чувства человеческой души — любовь, желание, ревность, месть, ненависть и прощение» . Трактовка чувств как универсальных символов потребовала особого размаха и значительности музыкальных решений. Важное внимание было уделено строгому плану архитектоники произведения и отбору музыкальных средств. Подобно Альбану Бергу, Хинастера создает крупное сценическое произведения, применяя структурные формы инструментальной музыки. На протяжении всей оперы композитор строго придерживается принципа трехчастности — экспозиция, кульминация, развязка. В опере три акта по три картины в каждом; каждая картина в свою очередь состоит из трех эпизодов (сцен) и в музыкальном плане представляет собой замкнутую форму. Так, например, 1-я картина — рондо, 2-я — сюита, 4-я — скерцо, 8-я — канон и ария.