Достижение независимости от Испании и Португалии повлекло за собой значительные изменения во всех областях политической, экономической и культурной жизни стран Латинской Америки. Нарождающееся национальное самосознание, приходящее на смену креольскому самосознанию , сопровождалось антииспанскими и, соответственно, антипортугальскими настроениями. Однако, парадоксальным образом, это еще не привело к должной оценке местных ценностей, а повлекло за собой поток новых веяний из Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Америка с жаром восприняла освободительные идеи французских энциклопедистов — Дидро, Руссо, Вольтера, ставших духовной опорой в борьбе против испанского абсолютизма и колониализма. «История становления нашей Америки, после того как ею была достигнута политическая независимость, — пишет доминиканский философ Педро Эн- рикес Уренья, — свидетельствует о том, что в определенный период именно европеисты были нашими духовными учителями» . В этом заключается противоречивость и неоднозначность процессов, происходящих в Латинской Америке: с одной стороны, стремление к независимости, с другой — новая зависимость от Европы. Поэтому приведенная ранее характеристика латиноамериканской музыкальной культуры как космополитической свидетельствует не о недостатке патриотизма или об ущемленном самолюбии авторов этих концеп-ций, а об объективном факте незрелости, «незаполненности» латиноамери-канской культуры на данном этапе.