При рассмотрении творчества других, менее известных композиторов, с которыми мы имели здесь возможность познакомиться, выстраивается уже длинная череда творений, так или иначе касающихся этой проблематики. Даже поверхностный обзор тематики и образного содержания произведений латиноамериканских композиторов первой половины XX века красноречиво свидетельствует об их пристальном внимании к наследию прошлого и горячем стремлении запечатлеть его в художественных образах. Эти попытки латиноамериканских композиторов заглянуть в глубинные пласты сознания жителей континента говорят о факте нахождения самостоятельного, независимого от Европы способа отражения дей-ствительности.

Музыкальная жизнь Латинской Америки второй половины XX века про-текала в значительно изменившихся по сравнению с предыдущим периодом исторических обстоятельствах, в эпоху резкой активизации обмена информа-цией между различными частями света, интенсификации театрально-концерт- ной жизни, совершенствования методик обучения, общего ускорения музы-кальных процессов. 1950-е годы (а если говорить более точно, 1945-й, год окончания Второй мировой войны) считаются началом нового этапа развития латиноамериканской профессиональной музыки. В отличие от первого, нацио-нального этапа, новый этап принято называть универсальным. Два основных направления, выступающих прежде в виде антиномии «национализм — евро-пеизм», вступили в новую фазу взаимодействия и противоборства национального и универсального.