Сервантес превратил дансу в самостоятельную инструментальную форму, оказавшуюся чрезвычайно удобной для выражения музыкальных идей композитора. В абсолютном большинстве случаев он сохраняет традиционную двухчастную структуру дансы с симметричным соотношением частей (16 т.+16 т.). В отличие от контрдансов Саумеля, все дансы Сервантеса написаны в двудольном размере, поскольку размер 6/8 к тому времени уже перешел к другим жанрам (гуахира, криолья).

Дансы Сервантеса привлекают своим глубоко национальным характером, редкостным мелодическим обаянием и гораздо более полным по сравнению с Саумелем использованием звуковых и технических возможностей фортепиа-но. Тщательно разработанная полифонизированная фактура, гармоническое и ритмическое разнообразие делают эти миниатюры маленькими шедеврами фортепианной музыки. Они являют собой пример гармонического синтеза

национального и европейского в кубинской музыке XIX века, и одновременно от них тянутся нити к музыке XX века — творчеству Амадео Рольдана и Але- хандро Гарсиа Катурлы.

В Мексике профессиональная музыка развивалась согласно тем же зако-номерностям, что на Кубе и в других странах Латинской Америки, на базе двух основных направлений, неравных в исторической перспективе, — доминирующего европеистского и лишь начинающего пробиваться национального.