Вследствие этого создавались произведения вторичные по отношению к творчеству европейских кумиров, не имеющие самостоятельной художественной ценности. Поэтому творчество латиноамериканских композиторов европеистского направления представляет, за редким исключением, чисто исторический интерес. Один из его наиболее типичных представителей — Мелесио Моралес (1838—1908), «патриарх» мексиканской музыки, следовавший канонам романтического, в первую очередь итальянского оперного искусства. Его оперы на классические сюжеты «Ромео и Джульетта» (1863), «Ильдегонда» (1866), «Клеопатра» (1891) и другие демонстрируют уверенный профессионализм их автора. Приведем фрагмент арии Иль- дегонды из одноименной оперы Моралеса:

В оперный жанр прорывалась и национально-патриотическая тематика, отражающая легендарное и героическое прошлое. Как замечает аргентинский музыковед Мариано Эткин, «это была эпоха опер с инкскими сюжетами, с индейцами, которые пели на итальянском языке в стиле Пуччини, и видали- тас, гармонизированными под С. Франка» . В этом, как и во многих других высказываниях латиноамериканских исследователей сквозит критическая са-мооценка местной музыкальной культуры. Тем не менее сам факт обращения к национальной тематике, к героическому прошлому позволяет считать оперное творчество латиноамериканских композиторов этого периода знаменательной вехой на пути становления национального в профессиональном творчестве.