«Бразильские бахианы» Вилла-Лобоса — весьма значительный и своеобразный вклад композитора в мировую неоклассику XX века. Цикл создавался на протяжении 15 лет, что свидетельствует о постоянном интересе композитора к классической полифонии и, в частности, к творчеству И. С. Баха. Оригинальной и плодотворной для Вилла-Лобоса оказалась сама идея преломления некоторых типичных образцов бразильского музыкального фольклора в поли- фонизированной форме барочного, в частности баховского, типа. Вилла-Ло- бос считал, что формы и законы искусства Баха являются универсальными и применимы к любой национальной музыке38. Поэтому неоклассицизм «Бра-зильских бахиан» не был для композитора отвлеченной «интеллектуальной игрой», а одним из путей «возвышения» фольклора, сближения его с высочай-шими духовными и эстетическими идеалами эпохи барокко.

Безусловно, в «Бахианах» главным приемом является стилизация, осуще-ствляемая двумя основными способами: с одной стороны, фольклорное сти-лизуется под баховское, с другой — баховское попадает в красочный мир фольк-лора. Можно даже сказать, что народное, живое, спонтанное здесь главенствует, а полифония — это лишь форма игры, правила которой нужно в данном случае исполнять. Вилла-Лобос не копирует баховские приемы.