Это блестящее каприччио на темы сонов, отличающееся ритмическим изяществом, неистощимой изобретательностью контрапунктического соединения голосов и виртуозной инструментовкой. Однако Монкайо не ограничивался в своем творчестве произведениями фольклорного происхождения. В других его сочинениях определенные мексиканские элементы, хотя и безошибочно угадываемые, получают более обобщенный, «универсальный» характер. Хотя Монкайо написал сравнительно немного, он является одной из наиболее ярких и колоритных фигур в мексиканской музыке, олицетворяя собой, подобно Ревуэльтасу, которому Монкайо близок многими чертами своего дарования, архетип мексиканского композитора кре- ольско-метисской ориентации. Среди других сочинений Монкайо — опера «Мулатка из Кордобы» (1948,), Симфония (1942), Симфониетта (1944,), «Подношение Сервантесу» для оркестра (1944), пьеса для флейты и струнного квартета «Аматцинак» (1935), Соната для скрипки и фортепиано (1933).

Несмотря на то что Мигель Берналь Хименес (Migel Bernal Gim6nez, 1910—1956) был по профессии церковным музыкантом, получившим специальное образование в Папском институте духовной музыки в Риме, он с равным успехом писал и культовую и светскую музыку, причем в весьма широком жанровом и стилистическом диапазоне — от балетов до музыки к кинофильмам и от креольских молитвенных песнопений алабадо до аранжировок индейских мелодий.