В музыке IX и X сцен, посвященных лирико-психологическому обоснованию патриотического подвига Жанны, наиболее полно раскрываются идейный замысел детской веснянки в общей композиции оратории и присущие ей выразительные и композиционные возможности. От «Тримазо» протягиваются нити к коде XI картины, тема которой порождена «Тримазо».

XI   сцена —«Жанна в пламени»— по идее Клоделя завершает борьбу Жанны со злом на земле, но также и борьбу в ней самой между земным, телесным страхом перед муками, которые несет огонь, и приятием этих мук, как очищения, ради ореола национальной святой. Борьба эта завершается торжеством небесных сил и триумфом Жанны-мученицы, за которым следует послесловие—«Нет большей любви, чем отдать свою жизнь за тех, кого любишь».

Для Онеггера XI сцена не только идейный, но и музыкальный финал, и в музыке здесь расставляются свои акценты, отражающие концепцию композитора. Общий композиционный замысел не вступает в конфликт с текстом Клоделя, он точно следует ему, и вместе с тем композитор осуществляет музыкальное решение финала, обнимающее целое и синтезирующее все основные тематические образования предшествующих частей в соответствии с их важностью в понимании композитора.

Финал состоит из нескольких разделов аналогично Прологу, но в расширенных масштабах. После небольшого перехода восстанавливаются реминисценции музыкальной атмосферы завершающей фазы сцены суда в токкатном ритме, дроб

ности фактуры и тематизма. Но довольно скоро хор расслаивается: часть голосов в протяжном распеве славит Жанну — чистую сердцем деву, избранницу, защитницу родины, победившую англичан. Эти новые голоса находят поддержку и в оркестре. На этом все более обостряющемся «споре» между двумя группами голосов народа строится первая фаза и первая кульминация финала.