Вот как рассказывает о зарождении и создании этого произведения сам Пуленк: «Я сочинял ее почти с религиозным чувством. В 1943 году столько людей было арестовано, выслано, а то и расстреляно, и вы можете себе представить, что я должен был испытывать при виде марширующих по моему дорогому Парижу серо-зеленых мундиров. Найдя в стихотворениях Элюара точное соответствие тому, что я сам переживал, я принялся за дело с полной верой в успех, не забыв заручиться покровительством Мадонны Рокамадурской. Но кантату мою я посвятил Пикассо»1. И тут же восклицает. «„Свобода”, завершающая мое сочинение, ведь это тоже самая настоящая молитва!» Слова, которыми заканчивается эта " патриотическая «молитва», таковы:

И силой единого слова Я вновь возвращаюсь к жизни Я рожден чтоб знать тебя Чтоб тебя называть Свобода!2

Кантата состоит из восьми частей, в которых запечатлен целый мир чувств и мыслей французского народа, преданного своими правителями, порабощенного и униженного врагом, страдающего, но не потерявшего надежды на освобождение. Надежда питается верой в рожденную единением непреодоли- ь.ш силу вздымающейся волны народного гнева. Только объе- диниь ись, народ может преодолеть врага и вернуть себе утраченную свободу. Эта идея жизненной важности национального единения перед лицом врага и общечеловеческого единения, чтобы преодолеть зло и насилие, изложена с предельной ясностью в стихах Элюара и получила вдвойне убедительное, благодаря выразительности музыки, воплощение в кантате Пуленка. Два поэта-лирика, скорее склонные к фиксации в своем творчестве утонченных душевных движений, нашли путь к сердцу самого широкого слушателя, вдохновленные любовью к родине и человечеству. Из отобранных с безошибочным чутьем лучших стихов поэта музыкант создает удивительно цельную в своей величавой простоте монументальную форму. Кантата написана для двух хоров.