Он хочет «обращаться к массам» не только в сочинениях, рассчитанных на самодеятельные коллективы или исполнение в концертах Федерации, но в любых, отмеченных самыми сложными идейно-значйтельнымй замыслами. Не только у Онеггера, но и у других музыкантов демократические тенденции сказались как в специфических новых формах, так и в традиционных «классических» жанрах профессиональной музыки, претерпевающих, однако, существенные изменения.

Значительные идейные замыслы воплощаются в эти годы чаще всего в крупных, монументальных формах оперы, а также оратории или кантаты не только концертного, но и сценического плана. В них ставятся и решаются возвышенные, общегуманистические, морально-философские и патриотические проблемы, и в этом первенство принадлежит Онеггеру, создающему в течение нескольких лет три свои замечательнейшие оратории: «Жанну дАрк на костре» (1935), «Пляску мертвых» (1938) и «Николя из Флю» (1939). Во всех трех ораториях отчетливо проявляется стремление автора к доступности, порой плакатной яркости музыкального языка и многозначности образов, широко опирающихся на народную песню и жанровое начало в органичном сочетании со сложностью музыкальной ткани и организации формы. В «Жанне дАрк на костре» Онеггер, по его словам, «стремился быть доступным человеку с улицы и вместе с тем интересным для музыканта»1. Вероятно, ту же цель он ставил себе и в двух других ораториях. Важных тем, созвучных времени, касаются и другие французские музыканты. Мийо создает свою лучшую оперу на исторический сюжет «Боливар» (1935—1936) по либретто Сюпервьеля, посвященную южно-американскому борцу за национальную независимость, в которой обращается к местному фольклору.