За нею следует «Пробуждение птиц» (1953)—симфоническая поэма в четырех частях для фортепиано solo и оркестра. Особо значительная роль фортепиано дает право причислить это сочинение к жанру концерта с исключительно сложной, виртуознейшей партией солиста. Четыре части поэмы охватывают время от полуночи до полудня. Птичьи песни начинают своим диалогом соловьи и завершает в полдень кукушка. В партитуру включаются в разных соотношениях и комбинациях напевы 38 птиц, населяющих Францию, разных по тембру, рисунку, метрике; имена птиц композитор тщательно котирует.

Менее масштабна, но не менее детально разработана партитура «Экзотических птиц» (1955) для фортепиано solo и 18 инструментов. Завершает эту птичью серию «Каталог птиц» для фортепиано (1959); это цикл из 13 пьес, длящийся около 2,5 часов, в котором каждая пьеса посвящена «портрету» одной птицы, но существенную роль играет также зарисовка в звуках пейзажа, времени дня, всей атмосферы, окружающей крылатого певца.

В последующие годы Мессиан синтезирует затрагивавшиеся им ранее темы, подчиняя их главенству религиозных мотивов, трактуемых особенно монументально. К тому же Мессиан практически осуществляет идею взаимосвязей звуков со свето-цве- товыми эффектами. Обладая «цветным» слухом, он издавна стремится найти путь к дополнению музыки цветом. Теперь он разрабатывает технические возможности создания и воспроизведения подобных «двойных» партитур. «Хронохромия» для большого оркестра (1960) и «Цвета града небесного» (1963) для фортепиано solo с оркестром и являются подобного рода сочинениями.

В послевоенные годы авторитет Мессиана-композитора неуклонно возрастает. Не только прокатолические круги музыкантов, но все ищущие новых путей с огромным вниманием ветре-

чают каждое новое его сочинение.