Урожденная Руайе, она принадлежала к исконно парижской семье давно разбогатевших на изготовлении предметов роскоши ремесленников (мастеров оформления интерьеров, мебели, художественной утвари, бронзы). Эта семья, на протяжении нескольких поколений принадлежавшая к культурным парижским кругам, была привержена искусству и питала уважение к нему. В семье Руайе отнюдь не считалась предосудительной артистическая профессия, увлечение искусством — поэзией, театром, музыкой — возводилось в культ.

Франсис рано проявил музыкальные способности, и мать правильно оценила их значительность. С пяти лет с ним занимается мать; с восьми лет его поручают опытному педагогу мадемуазель Буте де Монвель, племяннице Сезара Франка. «С раннего детства моей страстью была игра на рояле»,— говорит Пуленк. Его музыкальные способности развиваются успешно, занятия музыкой ведутся в домашних условиях в свободное от уроков в лицее время.

Франсис проводил долгие часы за роялем. Мать прощала ему посредственные отметки в лицее, где его интересовали только французская литература и история, молчаливо поддерживала в сыне нараставшее увлечение музыкой. Франсис рано начинает систематически посещать концерты. Восьми лет он переживает очаровавшее его знакомство с музыкой Дебюсси, за которым следует увлечение Равелем. Тринадцати лет он впервые слышит «Жар-Птицу» и «Петрушку», покорен ими и до конца жизни остается поклонником Стравинского; в 1914 году он ослеплен и потрясен «Весной священной» под управлением Пьера Монтё.