Первая часть, Dies irae, захватывает непрерывным движением звукового потока, в водовороте которого появляется первая тема главной партии, олицетворяющая мощь злых сил. Тема состоит из нескольких резко очерченных, энергично ритмизованных мотивов, каждый из которых, по меткому выражению Б. М. Яру- стовского, «врезается в слух». Экспонирование темы строится на динамичном ее развитии и в вихре хроматических гамм и ости- натного топота проносится, как ураган. В наступившем затишье возникает побочная партия, отмеченная сдержанным лиризмом, мелодическую линию которой формулируют скрипки. Краткая разработка строится на перекличках и постепенном включении разорванных ритмических оборотов и мотивов главной партии и кантиленных фраз побочной, постепенно разрастающихся в целые антагонистические пласты. Кульминация разработки совпадает с началом репризы главной партии, напряжение в которой неуклонно нарастает. Онеггер находит здесь новый тип синтетической репризы, в которой музыкальная ткань насыщается многослойным полифоническим движением путем не последовательного, а одновременного проведения разных мотивов главной партии в увеличении, уменьшении, обращении и новой компановке сцепления этих мотивов. Ритмическая активность этих мотивов, напряженность интонационных шагов в них, тембровая перекраска питают нарастающее напряжение. Среди мутаций мотивов главной партии лишь на миг появляется укороченная мелодическая линия побочной у виолончели, удвоенной валторной. Ее лирический голос тонет в полных агрессивной энергии «движениях и противодвн- жениях» мотивов главной, насыщающих звуковой поток четырьмя и даже пятью строго организованными пластами, упорядоченная «разноречивость» которых легко различима и вместе с тем едина в своей целеустремленности.