Примечательно, что темы, имеющие определенное смысловое значение, часто возникают впервые в чуждой им музыкальной ткани исподволь, не целиком, а в виде отдельных своих мотивов, но достаточно рельефно выделены и при повторном появлении невольно фиксируются памятью, привлекают внимание и постепенно, развиваясь, раскрывают свой смысл.

Лишь при помощи значительных натяжек можно свести музыкальное построение оратории к какой-либо определенной формальной схеме инструментального типа. Сюжетные музыкально-театральные сочинения обладают своими законами, и их симфонизм отнюдь не обязательно должен выражаться в структурах, присущих инструментальным сочинениям. Форма оратории рождается из всей музыкально-поэтической драматургии в целом, из последования и группировки событий по сценам, цементируемым сквозными темами.

Важное значение имеет эпическое обрамление, создаваемое Прологом и финальной XI сценой. Внутри этого обрамления (его можно назвать и аркой) можно сгруппировать сцены: I и II сцены — это музыкальное введение и поэтическая экспозиция мотивировки, а следовательно и характера дальнейшего действия (цепь ретроспективных воспоминаний); III, IV, V и VI — торжество враждебных Жанне сил зла; VII и VIII—этапы героических деяний Жанны, пробудившей к борьбе и объединившей народ Франции; IX и X сцены — раскрытие моральных и психологических стимулов ее подвига и осознание Жанной нацио- нально-исторического значения его.