Но главным властителем дум Пуленка в 30—40-е годы является Элюар. Любовная и философская лирика Элюара, недосказанная, емкая в своих образных словосочетаниях и неожиданных аналогиях, она получает у Пуленка удивительно гибкие формы воплощения. Впервые полного слияния музыки с поэзией Элюара Пуленк достиг в своем вокальном цикле «Тот день, та ночь», этом шедевре французской вокальной лирики. Здесь он полностью овладел ключом к стихам Элюара, к их сокровенному смыслу, трудно уловимой ритмике и многозначности образов. Тесное общение с утонченным артистизмом Бернака помогает ему найти музыкальные эквиваленты самым «засекреченным» стихам Элюара. Именно в эти годы откристал лизовывается, а затем все больше шлифуется своеобразный вокально-мелодический стиль Пуленка, его искусство проникновенного интонирования слова в органическом сплаве распевной и речевой интонации.

Вокальная линия в романсах Пуленка развивается в тесном переплетении с фортепианным сопровождением, тонкая детали- зованпость письма которого чутко откликается на мельчайшие повороты поэтической мысли. Вместе с тем Пулепк достигает смыслового и образного единства для каждого романса единой фактурой фортепиано, создающей «звуковую среду», несущую основную мысль или скрытый подтекст стихотворения. Композитор проявляет поистине неистощимую изобретательность

концовках своих романсов, в которых подчас раскрывается или едва заметно проступает основная мысль произведения.