Узнали мы и о его патриотической кантате «Лик человеческий» (1943). Стали известными у нас также и некоторые его крупные инструментальные сочинения— Симфониетта, фортепианный и клавесинный концерты, сюита из балета «Подружки». Однако такие его сочинения, удельный вес которых в творчестве Пуленка особенно велик, как вокальная лирика и музыка на религиозные темы, располагающиеся на самых крайних точках противоположных полисов его творчества, все еще известны у нас мало К А между тем, знакомство с ними абсолютно необходимо для полноценного суждения о творческой личности Пуленка и его месте в истории французской музыки XX века.

Франсис Пуленк родился в Париже в обеспеченной семье процветающего промышленника. Отец был уроженцем Авейрона (департамент Франции, расположенный в южной части Центрального горного массива), происходил из крестьянской семьи, патриархальные суровые нравы, крепкие устои и глубокая религиозность которой определяли также и духовный склад отца

Пуленка, гордившегося своей неслабеющей связью с глубинной исконно французской провинцией. Это не мешало Эмилю Пуленку быть энергичным предприимчивым дельцом, в меру осведомленным в вопросах искусства и даже — любителем музыки, хотя и с довольно эклектичными и консервативными вкусами. Он не играл ни на одном инструменте, но исправно посещал концерты и генеральные репетиции и в равной степени восхищался Бетховеном и Берлиозом, Франком и Массне, не без предубеждения относился к Дебюсси и Равелю и категорически отвергал Стравинского и «ему подобных».

При всей сыновней почтительности и привязанности к отцу, в детстве и юности Франсису была ближе мать, одаренная музыкантша, наградившая сына своим талантом.