Вспоминая о создании Концерта для двух фортепиано, он связывает его музыку с картинами природы и жанровыми сценками в дачной местности невдалеке от Парижа. Делясь замыслами о «Песнопениях страстной недели», он сравнивает характер этой своей религиозной музыки то с полотнами Мантеньи, то с Сурбараном, а оркестровку хочет сделать «в духе Гольбейна».

Но в годы юности его интересует не столько старинное, сколько современное искусство. Застенчивый и неуверенный в себе, он преодолевает робость, чтобы войти в круги артистической молодежи, пытливо вникая во все ее искания. Так состоялось его знакомство с Мийо и увенчалась успехом робкая попытка приблизиться к божеству — Стравинскому, обратившему внимание на юного музыканта. Пуленку охотно помогает в этом Виньес, которого он называет своим духовным отцом и впоследствии будет неустанно выражать ему свою благодарность в письмах, воспоминаниях, «Беседах»1. Виньес сделал из юного любителя великолепного профессионала-пианиста. «Ве

ликий Виньес»—называет его Пуленк. Несравненный исполнитель фортепианной музыки Шабрие, Дебюсси, Равеля, Альбе- ниса, де Фальи, Рикардо Виньес охотно будет исполнять первые сочинения Пуленка и его друзей, способствуя успеху их публичных дебютов. Виньес знакомит Франсиса с его ровесником Ориком, способствуя их дружбе. В доме Виньеса Франсис встречает Сати, который на некоторое, время становится властителем дум не только Пуленка, но и целой группы молодежи. Благодаря Виньесу о Пуленке узнает прославленная камерная певица Жанна Батори — еще одна неутомимая покровительница молодых.