Во Второй симфонии (d-moll) драматургия первой части строится не на контрасте сфер главной и побочной партий, а на противопоставлении подавленного, полного скрытой скорби и тревоги мотива вступления, — породившем отчаянное сопротивление заключительной партии,— агрессивности главной партии Allegro. Правда, их взаимодействие в первой части остается неопределенным. В связи с неоднократным появлением вступления на протяжении Allegro построение первой части может рассматриваться двояко: и как своеобразное сонатное allegro, в которое внедряется вступление, и как асимметричное рондо, в котором роль рефрена играет вступление. Французские исследователи отдают предпочтение второй версии определения структуры этой части симфонии.

Вторая часть — Adagio mesto — представляет собой лирикофилософский центр симфонии, в котором сосредоточенное размышление перерастает в открытое захватывающее горестное чувство. Форма Adagio — симметрично трехчастная — обладает чертами пассакальи, наиболее точно соблюдаемыми в крайних разделах.

Третья часть — Vivace non troppo. Финал сразу включает нас в бурное неудержимое движение, четкая метрика и ритмическая поступь которого имеют сходство с танцевальностью, по вне точного жанрового прообраза. Воссоздается скорее стихия организованного динамизма массовой пляски, по не конкретный ее характер. Музыка финала насыщена терпкими, жесткими звучаниями политональных наслоений, шероховатых секунд и септим, перечений встречных и противоположных движений, гроздей диссонантных созвучий, которые лишь оттеняют лапидарность и рельефность тематизма.