В 1923 году появляется балет Мийо «Сотворение мира» по сценарию Б. Сандрара, музыка которого овеяна воспоминаниями о девственных лесах Бразилии и ее фольклоре. В партитуру введена мелодия подлинной негритянской колыбельной, которую Мийо записал в Рио. Возвращению во Францию предшествовала деловая поездка Мийо совместно с Клоделем в США. В Нью-Йорке Мийо впервые познакомился с джазом и с пением негритянских эстрадных певцов. Отклики этих впечатлений прозвучат в балете «Бык на крыше», а также в пьесах «Мягкая карамель» для голоса и фортепиано или небольшого джазового состава (1919) и «Коктейль» для голоса и четырех кларнетов (1922).

По возвращении в Париж Мийо попадает в водоворот разноречивых тенденций, которыми охвачена артистическая жизнь. Последующие десять лет творчества Мийо несут на себе отпечаток беспокойных исканий. Это время самых разнообразных экспериментов в тематике, жанрах и формах, которыми Мийо откликается на новые веяния в искусстве. И все же при всей разноречивости в творческих опытах Мийо есть своя логика и последовательность. Окончательно складывается его стиль. С каждым новым сочинением он проявляет все растущее мастерство в применении политонального письма как в гармоническом, так и в полифоническом складе. Образцом первого могут служить пьесы цикла «Воспоминания о Бразилии», где Мийо проявляет большую изобретательность в битональных комбинациях между мелодией и простейшим, в остинатном

в басу Т и D. Политональные напластования в полифоническом складе можно найти в «Эвменидах», квартетах, симфониях-минутках и любопытных Этюдах для фортепиано с оркестром, представляющих собой разновидность сольного концерта. Так, в Пятом квартете (1922) одновременно звучат диатонические мелодии в A-dur, C-dur, B-dur, Des-dur. В Третьей симфонии- минутке главенствует четырехслойная политональность.