Да, пожалуй, если бы мы судили об американской музыкальной культуре по таким выдающимся артистам, как Мариан Андерсон, Ролланд Хейс, Поль Робсон, Эллабела Девис, мы должны были бы признать ее высокие достижения. Но все эти замечательные артисты — негры, и мы знаем, что великая певица Мариан Андерсон принуждена была однажды выступить в столице Соединенных Штатов — Вашингтоне под открытым небом, потому что ей, черной американке, белые американцы ни за что не соглашались предоставить помещение для концерта. Мы знаем также обстоятельства трагической гибели знаменитой американской певицы Бесси

Смит, попавшей в автомобильную катастрофу и истекшей кровью: ни в одном госпитале белые врачи (врачи!!!) не пожелали оказать помощь умирающей женщине, потому что она была негритянкой.

Требуется совершенно исключительная — как бы это помягче выразиться — бессовестность, чтобы при таких, «общих посылках» публично рассуждать о том, какие великие услуги оказывают американской музыкальной пропаганде знаменитые негритянские артисты, и не сгореть при этом от стыда. Впрочем, как известно, американская буржуазная печать славится своей. огнеупорностью!

Важнейшее место в американской музыкальной культуре действительно принадлежит неграм. Этого не в состоянии отрицать даже самые отчаянные негроеды из южных штатов — не в состоянии по той причине, что со времен Готшалька и Мак Дауэлла нет такого американского композитора, в творчестве которого явно или тайно не ощущалась бы струя негритянской музыки и не составляла бы в этом творчестве лучшее, что только в нем можно обнаружить. Но всего охотнее и чаще негритянское происхождение приписывается джазу.