Тем не менее, воздействие сюрреализма на творчество очень и очень многих музыкальных ультра модернистов не подлежит никакому сомнению.

В основе сюрреализма лежат психоаналитические изыскания Зигмунда Фрейда. С точки зрения сюрреалистов, задача искусства заключается не в воспроизведении образов реального бытия, а в тех темных видениях и ощущениях, что таятся в подсознательной области, в непроизвольной, не контролируемой разумом творческой деятельности человека, в снах, болезненных бредах и т. д. Характерно, что основоположник сюрреализма Андре Бретон утверждает, что истинными сюрреалистами являются душевнобольные.

Типичным для сюрреализма является стремление к автоматическому творчеству, в котором разум художника ее играет никакой роли. Таким образом в творчестве сюрреалистов фактически исключается логическое развитие мысли (исключается ведь и сама связная мысль), разрушается синтаксический, а в сущности и вообще грамматический строй речи, так как слова и в стихах и в прозе расставляются произвольно и независимо от их логической связи и смыслового значения. В соответствии с фрейдовскими основами сюрреализма, в творчестве сюрреалистов большую роль играют эротические, почти всегда болезненно извращенные представления.

9.   Экспрессионизм (от франц. expression — выражение) — характеристика музыкально-экспрессионистского творчества дана в нашей работе (творчество Альбана Берга, Эрнста Кшенека и др.). Тем не менее, мы считаем необходимым сделать некоторые добавления по поводу истории и теории экспрессионизма, поскольку это модернистское течение является в высшей степени типичным для искусства буржуазного декаданса и чрезвычайно влиятельным. Как литературное движение, противопоставляющее себя импрессионизму и его пассивно-созерцательным тенденциям, экспрессионизм возник еще накануне первой мировой войны, но окончательно оформился только в послевоенное время, в начале 20-х годов текущего столетия.