Все участники спектакля, включая и большой хор, были воспитанниками придворной капеллы, образованной еще при отце Петра Первого, но имевшей за собой длинный ряд предшествующих русских музыкальных учреждений, которые культивировали не только устную, но и литературную, письменную музыку. Русская музыкальная письменность восходит к X веку и притом имен

но национально-русская письменность. Греческое происхождение так называемого знаменного русского письма есть чистейшая легенда и притом легенда очень позднего происхождения, так как русские музыканты еще в XVII столетии не имели об этой легенде ни малейшего понятия. Остается добавить, что русские музыканты еще в XVIII столетии тщательно изучали иностранную музыкальную технику, но никогда в своем творчестве не были выучениками иностранцев, как не был нм ни один из великих русских композиторов XIX века, начиная от Глинки. Русские консерватории находятся в России, а не в Париже, и русские музыканты никому не кланялись на Западе. Не только русские композиторы, но и русские исполнители учились в России, а не за границей.

Учеником какого иностранца был великий русский пианист Рубинштейн? Величайший в мире певец Федор Шаляпин также нигде «в чужих краях» не обучался, как и его дальний предок Марк Полторацкий и его прямой предшественник, гениальный русский певец Осип Петров.

Оперного театра, как национального художественного института, непосредственно и органически связанного с народной музыкальной культурой, в Америке нет и в современных условиях, он не может возникнуть по той причине, что национальный оперный театр немыслим без национальной оперной драматургии.

Нет в Америке и национального балетного театра но тем же самым причинам.