Таким образом, уже в своих истоках веризм очень далек от музыкального реализма, принципы которого были окончательно формулированы в творчестве русских классиков.

Эклектичность веризма полнее всего сказывается в творчестве Джакомо Пуччини (опера «Тоска», «Богема», «Мадам Беттер- флей»). Здесь скрещиваются самые разнородные влияния — Вагнера (в лейтмотивной системе опер Пуччини), Гуно и отчасти Бизе (т? приемах ариозного письма), русских кучкистов и Чайковского (в музыкально-драматическом развитии, в архитектонике его лучших произведений — «Богемы» п «Тоски»).

Как настоящий эклектик Пуччини крайне поверхностно, чисто формально воспринимает все эти влияния, не образующие в его творчестве стилевого единства.

Характерно, что последние оперы Пуччини («Девушка с запада», 1910 г. и незаконченная «Турандот», по сказке Гоцци) тесно связывают его с явлениями буржуазного модернизма в музыке — обстоятельство, подмеченное и буржуазным, в частности немецким музыковедением. «Девушка с запада» американская по сюжету, построена по принципам кинодраматургии с быстро сменяющимися эпизодами, с применением «экзотических» фальшивых гармоний и пр. В то же время мелодраматические приемы веризма и в этой опере сохраняют все свое значеотие. Таким образом Пуччини сам дал своего рода «формулу перехода» от веризма к современному декадентскому формализму. И совсем не случайно специфические «пуччи- ниэмы» встречаются в творчестве решительно всех музыкальных декадентов — от Рихарда Штрауса до Альбана Берга.

8.   Сюрреализм (фр. surrealisme над реализм) — направление, зародившееся в середине 20-х годов текущего века во французской литературе, но распространившееся также в живописи. Музыкального сюрреализма, как оформившегося направления, не существует— только немногие музыканты из буржуазно-модернистского лагеря декларировали свое присоединение к принципам сюрреализма.