Особенности тематического материала, разрабатываемого в нашей книге, вынудили автора к употреблению ряда специальных терминов и обозначений, которые было бы затруднительно объяснить в тексте. Поэтому мы считаем необходимым дать здесь ряд справок, разъясняющих значение и смысл некоторых терминов и обозначений. Из справки исключены термины и обозначения общеизвестные, либо же объясняемые контекстом книги.

1.   Атоналнзм — наиболее реакционная, формалистическая интонационная система, характеризующая все важнейшие течения и школы буржуазного декаданса в музыке. Родоначальником и главным теоретиком атонализма является австрийский композитор и музыковед Арнольд Шенберг, в настоящее время проживающий в Америке. Ярыми сторонниками атонализма являются также Эймерт, Кшенек и др.

В основе атонализма лежит отрицание функций лада, тональной логики, мелодического развития, отказ от противопоставления диссонанса консонансу (причем резко диссонирующие созвучия предпочитаются), отказ от системы мажора и минора, «растворяющихся» в придуманной Шенбергом и его последователями двенадцатитоновой системе (Zwolftonsistem). Вопреки выработанным на протяжении многих столетий музыкально-эстетическим нормам — «система 12 тонов»,— атонализм не только допускает, но рекомендует одновременное звучание любых сочетаний, построенных на любых ступенях 12-тоновой хроматической гаммы или даже одновременное сочетание всех 12 тонов и построенных на этих 12 тонах гармонических конструкций. Практически это приводит к полному интонационному хаосу, абсолютной звуковой бессмыслице, нестерпимой для слуха нормального человека.