В музыке народов Востока ритмическая фигура звучит как сопровождение либо инструментального, либо человеческого голоса, т. е- всегда в качестве ритмического аккомпанемента мелодии. Так же часто ритмические удары бубна или маленьких литавр, или кастаньет,— словом, шумящего или звенящего инструмента — звучит и без всякой мелодии, но только в качестве аккомпанемента танцу, в котором пластический жест и танцовальные движения, строящиеся всегда с бесконечным разнообразием вариаций, но на основе строго канонического рисунка, являются как бы зримой мелодией. Это правило, совершенно не ведающее исключений, потому что стук военного барабана «под ногу» имеет вполне утилитарное значение и

уже не является музыкой. Известны, кроме того, грохочущие интерлюдии ударных инструментов в китайском оркестре, но они встречаются только в театральной музыке и служат целям сценической иллюстрации.

Модернистская музыка для ударных, таким образом, есть самое настоящее гурманское извращение, анти- эстетическая выдумка пресыщенных эстетов, которые, не будучи в состоянии наслаждаться действительно.прекрасным, ищут наслаждение в грохоте барабанов на манер того анекдотического полковника, который, подвыпив, просил полкового барабанщика сыграть ему что-нибудь меланхолическое. Но этот гарнизонный меломан, по крайней мере, не мнил себя судьей в вопросах искусства и не считал отсталыми людей, предпочитающих маленькую скрипку большому барабану.