Следует, однако, заметить, что французская «четверка» представляет собой крайнее, радикальное крыло движения. В американском модернизме существует направление, идеологически весьма близкое французским «музыкальным гуманистам», но формально с ними не связанное. Бесспорно, самым крупным представителем этого течения в американской музыке является Рандэлл Томпсон; он принадлежит к среднему поколению американских композиторов и сочиняет музыку всех жанров, в том числе симфоническую, камерно-инструментальную, вокальную и т. д.

В современной американской музыке Р. Томпсон занимает видное место, произведения его исполняются очень часто и, что для t нас представляет особенный интерес, американская котика подчеркивает национально-американский дух ишбрит музыки Томпсона.

По словаотЕлиота Форбса, «музыка Рандэлла Томпсона прежде всего музыка американская по духу и по большей части рассчитанная специально на американ

скую аудиторию». Этот национально-американский характер творчества Рандэлла Томпсона, подчеркиваемый всей американской критикой, по-видимому, составляет, так сказать, credo самого композитора. Кроме того, Томпсон заявил однажды, что «самая важная обязанность композитора есть и всегда будет — писать музыку так, чтобы она достигала сердца слушателя еще при жизни композитора».

Вряд ли нужно говорить, что эта мысль Р. Томпсона нам понятна и близка. К сожалению, наши симпатии к Томпсону охладевают, едва лишь мы начинаем изучение его творчества, и исчезают вовсе, когда мы знакомимся с ним вплотную. То, что приводит в восторг американского музыковеда Эллиота Форбса — простота гармоний, мелодическая и ритмическая ясность, еще не делают музыку Р. Томпсона народной.