Но при всей этой несомненной прогрессивности взглядов Коплэнда, при том, что он на каждом шагу проявляет себя как передовой общественный деятель, его творчество, в целом принадлежащее к числу наиболее важных и значительных явлений музыкального искусства Америки, еще очень противоречиво и отнюдь не свободно от формалистических увлечений.

Что касается творчества большинства других американских композиторов, композиторов регрессивного лагеря, то для него характерен сознательный отказ от мысли и эмоции, понятности, красоты и даже элементарной возможности слушать музыку без риска получить патологическую травму органов слуха. Чисто внешний, содержащий нечто истерическое, динамизм преобладает, например, в музыке Винцента Персикетти, Бернарда Вагенаара и некоторых других. Полное отсутствие песенности, т. е. что в свис время Игорь Глебов (академик Б. В. Асафьев) справедливо считал одним из родовых признаков экспрессионизма — в высшей степени типично для американских модернистов. Как раз экспрессии, подлинной выразительности, и недостает творчеству экспрессионистов всех мастей и оттенков. В смешении сухой рассудочности и истеричности, математического расчета и хаотического произвола, мистических «озарений» и вымученных кабинетных исканий во что бы то ни стало нового, во что бы то ни стало «оригинального»,— разумеется, никакой экспрессивности нет.

Но не только об экспрессионизме и об экспрессионистах здесь идет речь. Но упомянутому нами мнению одного из французских эстетиков, логика импрессионизма есть логика непоследовательности. Но это также и логика всех декадансных формаций, в том числе и экспрессионизма, родословная которых неизменно восходит к импрессионизму, как бы усердно они от него ни открещивались. Вполне очевидно, однако, что логика непоследовательности вообще не есть логика уже потому, что она игнорирует или, по крайней мере, пытается игнорировать закономерности развития, что она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» выводит генезис искусства не из действительности, а из самого себя, не из живой общественной потребности, а из технического умения.