Мы никоим образом не можем поставить на одну доску творчество Ранделла Томпсона, Бернарда Вагена-ара, Верджила Томсона, Уолтера Пистона, Чарлза Айвза, Кауэлла, Кейджа и прогрессивных американских композиторов Эли Сигмейстера, Аарона Копленда, Марка Блицштейна, Рой-Гарриса и некоторых других. В частности Рой-Гаррис в своей 5-й симфонии показывает очень глубокий сдвиг к новым и плодотворным идеям. Но нужно сказать, что они еще мечутся в поисках демократических средств выражения, что в их творчестве подчас еще весьма ощутимо сказываются влияния экспрессионизма и других сектантских направлений формалистической музыки.

Так, например, прогрессивные устремления Эли Сиг- мейстера ощутимо сказываются в его фортепианной «Американской сонате», написанной в 1944 году. В этой сонате Сигмейстер использует интонации и ритмы американской народной песни и народного танца (в частности ковбойские), но здесь же, рядом с животворными влияниями народной музыки, еще чувствуются былые увлечения Альбаном Бергом, до сих пор накладывающие глубокий отпечаток на творчество Сигмейстера, и обаятельные элементы народной музыки тонут в преднамеренно жестких гармониях, в экспрессионистически-надрывных выкриках, в грубых «стравинизмах» третьей части.

Аарон Копленд — прогрессивный общественный деятель, видный американский композитор, является, кроме того, самым выдающимся и проницательнейшим музыкальным публицистом Америки. Его статьи и книги об американской музыке составляют действительно лучшее из всего, что только было до сих пор написано в этой области. Многие суждения Копленда, в частности его оценка роли русской музыки в развитии мирового музыкального искусства, отличаются верностью и глубиной и свидетельствуют о превосходном знании русского музыкального творчества.