Атонализм категорически отрицает значение для музыкального творчества какого бы то ни было иного фактора, кроме чистой формы, и отказывается от выражения человеческих чувств и переживаний, заменяя идейное содержание музыкальных произведений стремлением к самодовлеющим поискам небывалых, какофонических сочетаний.

Сугубая реакционность атонализма подчеркивается открыто проповедуемой ненавистью к народному искусству и резко выраженным космополитизмом.

Таким образом, атонализм есть типичнейшее явление буржуазного декаданса в музыке, катастрофического распада буржуазной эстетики, живое, звучащее воплощение антинародной, антикультурной природы капитализма в его последней, империалистической стадии развития.

В историческом постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г., в качестве одного из признаков антинародного, формалистического направления в музыке, указана «проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в развитии музыкальной формы».

2.   Импрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в литературе, живописи и музыке, видящее цель искусства в передаче мимолетных, текучих, изменчивых движений, точнее — в передаче субъективных впечатлений, порождаемых этими движениями. х

Импрессионизм как направление возник во второй половине прошлого века во Франции, и крупнейшими его представителями, по крайней мере в живописи и в музыке, были французские художники (Манэ, Ренуар, Дега, Писсаро и др.— в живописи, Клод Дебюсси и Морис Равель — в музыке).

Музыкальный импрессионизм теснейшим образом связан с импрессионистской литературой и, прежде всего, с крупнейшим бельгийским драматургом Морисом Метерлинком.