7.   Веризм (от итал. vero — истинный, правдивый)направление, главным образом, в итальянской литературе и музыке.

Flo укоренявшейся в музыковедении традиции возникновение музыкального веризма относится к моменту появления оперы П. Масканьи «Сельская честь» в 1890 г., и вслед за тем в 1892—оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». В действительности же эстетические принципы веризма уже полностью намечены в «Травиате» Верди. Прогрессивные стороны веризма — отказ от специфически «оперной» пышности и ходульности, помпезной парадности большого придворного спектакля, от всего того, что русская театральная сатира впоследствии заклеймила насмешливым именем «вампуки», стремление к правдивому психологическому раскрытию живых сценических образов, к появлению на оперной сцене образов и драматических коллизий современности, а не обязательных до того времени персонажей романтической поэзии, либо же мифологических оперных «реконструкций» — все это налицо в «Травиате» Верди. Но как ни гениальна «Травиата», она по самой своей сути остается мещанской мелодрамой. Реализм ее ограничен узкими рамками мелкобуржуазных вкусов и этических представлений. Самое противопоставление «развратному полусвету» Виолетты — добродетельной среды буржуазной умеренности и аккуратности Жермона и Альфреда неминуемо должно было привести и действительно привело к психологическому мелколесью в музыкально-драматическом развитии оперы, к элементарному мелодраматизму, к тому, что Стасов вполне основательно назвал «формалистикой крика, вопля и лжедраматизма».