Не вдаваясь в подробности, отметим только, что так называемая «мелическая» (мелодическая) система Аристоксена была древнейшей и замечательной попыткой установления нормального строя (темперации), исходя из эстетических потребностей античного мира, так как Аристоксен в отличие от пифагорейской школы считал, что в музыке следует руководствоваться слухом, а не числовыми, акустическими операциями на монохорде (прибор для акустических измерений посредством натянутой струны и подвижной подставки). Вряд ли нужно пояснять, что «руководствоваться слухом» означает на деле руководствование слуховыми представлениями, возникшими в практической народной музыке, т. е. следовательно общественно-эстетическими нормами.

Псе современные ультрамодернистские школы так или иначе прикосновенны к неопифагорейству, так как все они в своем формалистском «новаторстве» исходят не из живых эстетических потребностей общества, а из пресловутого «математического принципа», прикрывающего их творческое обнищание.

П. Псалмодия (от немецкого psalm, псалом)—общее название системы речитативов, применяющихся в практике всех христианских церквей для чтения текстов священного писания, молитв и псалмов. В на стоящее время, однако, термином «псалмодия» обозначается также совокупность всех форм и видов церковного пения (главным образом a capella), за исключением больших церковных композиций, ораторий, месс и пр.

В нашей книге слово псалмодия употребляется именно во втором значении, и это относится также к цитатам из статьи Поли Робгона.