KSP_013143_00014_1_t207_214328

В минувшие выходные в зале Академической капеллы Санкт-Петербурга прошел завершающий концерт в рамках культурной программы «Год Россия – Нидерланды». Закрывать программу приехал Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и голландский композитор Луи Андриссен. По скромному мнению критиков, исполнение МАСМ музыки Андриссена стало не просто лучшим на мероприятии, но по-настоящему знаковым музыкальным событием года.

Музыка Луи Андриссена отличается уникальной по сложности партитурой. Исполнять ее нелегко даже лучшим из лучших. МАСМ , естественно, оказался далеко не первым оркестром, пожелавшим освоить одно из главных произведений голландца «De Staat» («Государство»), созданным по одноименному произведению Платона. «Государство» насчитывает десятки всевозможных интерпретация со времен премьеры в 1976 году. Почти каждый год среди представителей высшей оркестровой лиги находятся желающие «обкатать» его партитуру. Тем более весомым кажется вклад Московского ансамбля современной музыки, заслужившим самые лестные отзывы композитора. Исполнение «Государства» по достоинству оценила и петербургская публика, которая хорошо знакома с опусами голландца и оттого сильно придирчива к качеству их исполнения. Аншлаг в капелле, бурные овации, восторженные отзывы – все это большая редкость для концертов современной классической музыки.

Возможно, одной из причин такого повышенного внимания к творчеству голландца является его увлеченность политическими и социальными проблемами современности. У себя на родине Андриссен известен как одни из главных критиков «надсоциального» искусства, искусства, не затрагивающего актуальные темы современности. По этой же причине сам композитор считает себя не просто творческим работником. Он уже давно отказался от буржуазной косности академизма, от музыкальной метафизики, не имеющей ничего общего с реальностью. Искусство звука в восприятии голландца – такое же поле для социальной полемики, как литература и живопись. Безусловно, раскрыть в музыкальном произведении проблемы современного социума намного сложнее, чем в других видах искусства, но такова уже природа музыки, полагает автор. Поэтому «Государство» Андриссена – это не просто музыка, это настоящий манифест своего поколения, которым вдохновлялись и вдохновляются ведущие политики нашего времени. Почти как пьесы Брехта, которые шли в Германии в межвоенные годы.

В этом контексте особый интерес вызывает вопрос о восприятии Андриссена в России. Несомненно, в прошлом каждый его приезд сопровождался ореолом повсеместного признания. Сейчас, когда эта эйфория прошла, и Андриссон уже не воспринимается как нечто невероятно новое и модное, его концерты проходят в более спокойной обстановке. На восприятие произведений современного классика влияет и большая разница во времени: видимо, проблемы, одолевавшие Нидерланды в 70-х, когда были написаны главные произведени маэстро, имеют мало общего с проблемами, наблюдающимися в современной России. Это конечно, не отменяет тот факт, что все композиции голландца оставляют после себя невероятно глубокое художественное впечатление, но и не дает того чувства политического и социального катарсиса, которое было характерно концертам в прошлом.