earlymusic-logo

Северная столица на этой неделе принимает у себя XVI фестиваль Earlymusic, который со всей справедливостью можно назвать самым оригинальным фестивалем стариной музыки.

Те, кто уже не в первый раз посещают это мероприятия, с удовлетворением отмечают, что его организаторы продолжают придерживаться заложенного формата и традиций. Так, на открытие фестиваля был приглашен ансамбль с говорящим названием Солисты Екатерины Великой, художественный руководитель которого Андрей Решетин и является сегодня главным по части организации и проведения Earlymusic. За Солистами последовало выступление главных хэдлайнеров этого года – контратенора Ценчича в залах капеллы и виола да гамбо Пандольфо в филармонии. После полной феерии в Петербурге музыкальный марафон продолжился в Гатчине с программами средневековой и возражденческой музыки. Сюда же пожаловал и корейский пхансори, этакий экзотический для российского уха фолк, и столичный оркестр Pratum Integrum, являющийся одним из старожилов фестиваля.

Параллельно с музыкальными выступлениями идут и разнообразные семинары и мастер-классы, посвященные образовательной тематике. Кстати, с недавних пор, отчасти благодаря этой образовательной инициативе, фестиваль пользуется поддержкой российского министерства культуры и городского комитета по культуре, что для некоммерческого проекта значит очень много. Также продолжается дружба наших организаторов с иностранными консульствами, которые «спонсируют» проект зарубежными музыкантами. В общем по части взаимодействия с государственными органами Earlymusic можно назвать образцовым фестивалем. Представляя нашим соотечественникам далеко не самое популярное направление, организаторы смогли превратить проведение фестиваля в ежегодную традицию именно потому, что научились дружить с властями. Сегодня фестиваль собирает полные залы, хотя не так давно он был наименее востребованным культурным событием Санкт-Петербурга. И это тоже полная заслуга его организаторов.

Как проходил Earlymusic в 2012 году

Прошлый Earlymusic проходил в сентябре в зале Государственной академической капеллы. Главными приглашенными музыкантами являлись Collegium Vocale Gent из Бельгии. Достаточно избалованная музыкальными событиями петербургская публика аплодировала им стоя. Запомнится прошлогодний фестиваль и оригинальным слоганом «Звук, жест и слово — лучшее из мира старинной музыки» … Как объяснили руководители, на тот момент они ставили перед собой задачу привезти в Петербург не просто старинную музыку, а музыку, которая бы расширила представления публики о старинном искусстве вообще. Поэтому в концертной программе были заявлены корейцы, играющие на барабанах бук сложную с ритмической точки зрения музыку пхансори. Заявленные в программе как жанр, родственный русским фольклорным былинам, пхансори на практике оказались намного мощнее любого современного авангардного музицирования и превзошли чисто познавательные ожидания петербуржцев.

Оказалось, что пхансори – это в прямом смысле слова душераздирающие тексты о злоключениях народных героев, дополненные народной музыкой и представленные в форме театрализованного действа. Крайне экспрессивные, крайне насыщенные и объемные пхансори настолько понравились публике, что в этом году организаторы решили еще раз пригласить их в Петербург. То, что делают корейцы при помощи довольно скудного инвентаря просто изумительно. А их голосовая изощренность кажется недостижимой даже профессиональным вокалистам.