Фрейдистские воззрения лежат в основе многих течений современного буржуазного модернизма. В частности, сюрреалисты в своих первых манифестах прямо указывали на то, что они своим «проникновением» в снадреальность» обязаны учению Фрейда о подсознательном.

4.   Томизм — учение средневекового схоласта-философ а Фомы (Thomas) Аквинского. Сухая, догматическая философия Фомы Аквината, провозглашавшего верховную власть, непогрешимость папы римского и требовавшего, чтобы еретиков «разлучали с миром посредством смерти», является официально признанной философией католической церкви.

Попытки оживить схоластический томизм, используя, в частности, учение Фомы Аквината о двух источниках познания — откровении и разуме (причем разум является низшим источником естественной правды) — очень часты в современном философском буржуазном модернизме.

О музыке Фома Аквинский, выступавший и как церковный композитор, высказывается как о «вспомогательном средстве» молитвенного возвышения духа. Томизм имеет своих сторонников и среди буржуазных музыкантов. По словам Оливье Мессиена, он вдохновляется на свои творческие подвиги, читая апокалипсис св. Иоанна и сочинения Фомы Аквината.

5.   Пифагорейские концепции в музыке — правильнее было бы говорить о неопифагорейских концепциях, так как изложенное учениками древнегреческого философа Пифагора (IV век до н. э.) учение о консонансе относится к области физической акустики, а отнюдь не к музыкальной эстетике. Однако «математический принцип» творчества, играющий такую важную роль в музыкальной теории и практике буржуазного модернизма, породил в наше время множество попыток реставрации в той или иной форме пифагорейского учения о числовом каноне музыки.