123Спектакль был поставлен питерским режиссером Юрием Александровым. Перед началом премьеры режиссер поделился своими мыслями. Он рассказал, что спектакль был задуман как некий постскриптум к 20-му веку с его эксцессами, где Герман – банальный маньяк, который рвется на верхушку социума и все разрушает при этом на своем пути. Стоит отметить, что такие эксперименты над «Пиковой дамой» режиссер уже проводил в своем городе.

Оркестром, участвующим в спектакле, руководит известный молдавский режиссер Александр Самоилэ. Музыка, которая звучит в увертюре, очень громогласная и зловещая. Возникает ощущение, что история, произошедшая с Германом и Лизой, превратится в триллер.

И вот поднимается занавес! Перед нами предстает громадная скульптура из Летнего сада, известная всем под названием «Амур и Психея». Сразу стоит отметить, что данное античное произведение будет играть значительную роль в спектакле. Сначала целые и белые каменные изваяния символизируют собой дореволюционную эпоху. Затем Амур будет отодвинут в одну сторону, а Психея – в противоположную, при этом скульптура разбивается на части и становится понятно, что режиссер таким образом хочет показать крушение чувств Лизы и Германа, а также безобразие русской новейшей истории. Герман предстает перед нами в строгой темной одежде в военном стиле. Он появляется лежащим на полу, на нем зеленое покрывало, очевидно, символизирующее стол в казино.

Графиня представлена не древней старухой, а прекрасной молодой дамой. Персонажи, исключая Германа, одеты в светлые одежды. Все дышит радостью летнего гулянья, все поют и некоторые танцуют. Главного героя играет Роман Муравицкий, он мрачно вращает глазами и поет уставшим голосом. Томский (в отличном исполнении Романа Бурденко) хорошо справляется со своей партией вокала. Елецкий, которого играет Василий Ладюк, неплохо исполняет свои партии и при этом еще и танцует. Хочется отметить впечатляющий женский вокал – как Лизы, так и Графини. Роль Лизы исполнила артистка Марина Нерабеева, а Графиня предстала перед нами в исполнении певицы Агунды Кулаевой.

Неожиданно Амура и Психею на глазах у всех зрителей заливает потоком крови. Тут же царскую семью расстреливают у стенки, при этом у Германа оказывается револьвер. Затем небольшими сценами разыгрывается новейшая история России, начиная с 1-ой мировой войны. Перед зрителем предстают визуальные картины, олицетворяющие культ личности, пресловутую дружбу народов и другие «прелести» советской жизни. За всем этим калейдоскопом картинок из прошлого начинаешь порой забывать о великолепной музыке Чайковского и о произведении Пушкина, поскольку режиссер так увлечен разоблачением советского социума, что ему уже не до своих героев. Создается ощущение, что в карты герой проиграл не жизнь, а Родину.

В итоге, по замыслу автора, Графиня покончит с собой, проведя весь спектакль в ожидании Германа, Лиза утонет в речке в день смерти Сталина, а Герман при этом направится в 1953 году в заведение, где играют на деньги. Такие ляпы, насильственно привязанные к истории, смотрятся совсем уже смешно.

Александров построил концепцию своего спектакля как бы вопреки сюжету «Пиковой дамы» и не смог гармонично совместить настолько разные идеи, как осмысление истории всей страны и психологизм метаний Германа между страстью к женщине и страстью к деньгам.

Таким образом, от спектакля остаются странные ощущения жалости ко всем. И к Чайковскому с Пушкиным, и к Герману со зрителями, ну и, конечно, к режиссеру.