123По сценарию для кинофильма Ингмара Бергмана был создан спектакль. Этот спектакль был показан на фестивале «NET – Новый Европейский Театр» в Москве. Название его «Сцены из супружеской жизни».

В современных театральных кругах Европы Иво ванн Хове уже стал известной и авторитетной личностью. Первый его спектакль появился в 80-х годах. В 90-х переехал в Голландию, а в двухтысячных уже занял свое почетное место в рядах знаменитых театральных фигур. Неординарные постановки Иво ванн Хове содержали элементы взаимодействия со зрителями. Например, в спектакле «Лица» зрители возлежали в кроватях с актерами, а в античном спектакле по Шекспиру зрители вызывались на сцену для участия в спектакле.

Пару лет назад на российских подмостках появились «Дети солнца» по Горькому и «Русские!» по Чехову. Спектакли имели успех, хотя не были такими радикальными.

В постановке «Сцены из супружеской жизни» видна сложная работа, потрясающий психологический анализ. Все же спектакль довольно обычный для русского театра. Этот спектакль уже заслуженный. Ему 8 лет, и побывал он до этого уже во многих странах. Одновременно с этим актеры играют свежо и увлеченно, будто премьера была еще совсем недавно. Это очень важный момент в спектакле.

Особенность спектакля в том, что ванн Ховен пытается использовать киноязык для обеспечения максимальной прорисовки психологических образов персонажей. Для этого он не просто берет за основу сюжет Бергмана, но и заимствует у него некоторые методы, используемые только в кино. Он находит этим методам равнозначную замену в театральных способах выражения. Эффект проникновения в персональную интимную территорию персонажей достигается путем камерной постановки в спектакле. В кино это значительно проще сделать путем проникновения камеры в такие зоны, где спрятано то, чего персонажи бы не хотели выносить на публичное обсуждение. Личные разговоры, откровенные темы – все это пытается показать на театральных подмостках режиссер.

Ванн Хове организует все таким образом, чтобы у зрителя сохранялось ощущения своего присутствия в сценах разыгрываемой истории, чтобы создавалось ощущение реальности происходящего. Сцена разделена на 3 части. Это комнаты обыкновенной квартиры, в которой зрители – это посетители, гости этой квартиры. Все очень близко, компактно. Ощущение просто отсутствия четвертой стены. Актеры, проходя мимо, задевают легкими движениями зрителей. Герой может присесть рядом со зрителями и приобнять девушку из зрительного зала. Полное ощущение «киношного» крупного плана. Играя, актеры пытаются добиться простоты, которая создает ощущения отсутствия притворства и актерской игры. Актеры – это люди, которые просто оказались в предполагаемых обстоятельствах. Актеры не одеваются в театральные костюмы. Они выходят на сцену в своей одежде, которая позволяет им еще больше вжиться в роль своего архетипа: мужа и жены.

Главных героев на протяжении лет, пролетающих в пьесе, играют разные актеры. Это символ того, что происходящие на сцене события могут случаться в жизни любого из нас и случаются. Режиссеру поэтому даже не важен порядок сцен.

Деление сцены на три части неслучайно. Зрительская аудитория тоже условно разделена на 3 части. Первая из них слышит крики и ругань из другой части. Они улыбаются и даже не догадываются, что это те же самые участники спектакля, только через много лет. Видят они только начинающую разрушаться семейную идиллию. Все эти этапы из жизни обычных людей, и это не важно, в каком порядке они идут. Все равно мужчины и женщины на протяжении веков будут ругаться, мириться, любить, расходиться…