1Зрители БДТ смогли увидеть спектакль по мотивам произведения Кэрролла, постановщиком которого стал Андрей Могучий, руководитель театра с марта 2013 года. Главную роль дали Алисе Фрейндлих.

Нынешний руководитель театра отличается серьезностью характера и не боится кардинальных реформ. Он полностью изменил отношение рабочей труппы к работе, не выходящей из кризиса в связи со смертью Георгия Товстоногова. Новый руководитель поступил по-умному: он оставил актеров в полном составе, сохранил репертуар и не прибегал к реформированию театра.

Второе дыхание БДТ

Между тем его главная цель – это существенным образом обновить театр, превратить его в современное место сосредоточения искусства, позволяющее людям развивать и приумножать свои таланты.

Основное помещение БДТ ремонтируют. При этом художественный руководитель приложил свою руку к проекту. А начало сезона прошло в новом помещении, которое перешло во владения театра еще в 2005 году.

Главная задумка Могучего в «Алисе» – объединить сцену со зрительным залом с помощью декораций, благодаря которым создается ощущение полного присутствия в событиях сказки. Осуществить эту идею ему помогла театральная художница Мария Трегубова.

«Алиса» Могучего

Все события спектакля закручиваются вокруг ведущей актрисы театра Алисы Фрейндлих.

Невозможно не заметить, что все нововведения руководителя точны и промерены, но при этом крайне рискованны. В спектакле приняли участие только артисты старшего поколения. С одной стороны, если постановку ждет триумф, то режиссера с распростертыми объятиями примут в театре за своего человека. А если же произойдет провал, то восстанавливать свою репутацию он будет долго и мучительно. Но Андрею Могучему, казалось, не составило труда вывести Большой драматический театр на новый уровень.

«Алиса» предстала перед публикой изящной, умной, полной простоты картиной. Между тем в ней отчетливо проглядываются философские мотивы. Смотрится она легко и непринужденно.

Ведущие актеры облачились в образы сказочных героев. Перед нами, казалось бы, серьезные люди стали Гусеницей, Шалтаем – Болтаем, Додо, Кроликом и Шляпником. Однако немногие персонажи будут названы по имени. Актеры настолько хорошо передали характеры героев, что их можно узнать самостоятельно.

Старая сказка на новый лад

Линия сюжета имеет мало общего с литературным произведением. Могучий придумал свою собственную сказку. И история англичанина выглядит не более чем воспоминанием далекого детства.

Как только зрители занимают свои места, они понимают, что находятся на сцене, а перед ними пустой зал, задрапированный в белое полотно. Ряды заменили мебелью, которую так тщательно замаскировали, что узнать ее можно лишь по смутным очертаниям. Ощущаешь полную отдаленность от реального мира, и главная героиня как никто другой похожа на вымышленную девочку из сказки. Она – эдакая чудаковатая пожилая женщина с душой ребенка, стремящаяся к приключениям. Спектакль начинается тем, что Алиса попадает в заложницы лифта в собственном доме и переносится в пустынным вагон, стоящий на одном месте. Но при этом кондуктор, который бродит по нему, настоятельно требует купить билет. Героине этот вагон напоминает ее квартиру. И вроде бы, сказочная страна так похожа на ту, что описал Кэрролл. Но нет, персонажи здесь изменились, возможно, даже постарели. И все как один узнают в женщине ту девочку – фантазерку. А она их и не помнит, не в силах больше понять, о чем они говорят.

Невозможно не отметить талант Алисы Фрейндлих. Ее эмоции настолько естественны, что у зрителей создается ощущение, будто она «играет» саму себя.