1В Италии скончался известнейший дирижер в истории классической музыки – Клаудио Аббадо. Именно ему в наследство от Герберта фон Караяна достался величайший Берлинский филармонический оркестр.

Дело всей жизни

Много кто из музыкального мира считают профессию дирижера необычайно полезной для общего тонуса. И правда, постоянное, но приемлемое физическое напряжение вкупе с интеллектуальной работой и вдохновением объясняет то, что почти все величайшие дирижеры прожили до седых влас, продолжая работать до самой старости. Клаудио Аббадо умер в возрасте восьмидесяти лет, однако перед смертью великий маэстро часто болел.

Кто из присутствующих на выступлении Люцернского фестивального оркестра осенью 2012-го года в Москве мог бы увидеть в дирижере «старца», хоть даже и «великого»? То, что нам помнится о московском исполнении 17-го концерта для фортепиано с оркестром великого Моцарта – это глубокие взгляды мастера, обращенные к зрителям во время перерывов для оркестра.

Карьера знаменитого мастера

Взлет по карьерной лестнице у Аббадо проходил прошел, как и у других величайших профессионалов дирижерской профессии – быстро и успешно. Клаудио появился на свет в Милане, папой мальчика был известнейший скрипач, который и стал первым наставником талантливого дирижера. Будущая знаменитость поступает в Миланскую консерваторию имени Верди, и в возрасте шестнадцати лет во время прохождения практики в Музыкальной академии в Вене Клаудио назван начинающим дирижером. Успех приходит к нему после триумфа в конкурсе дирижеров имени Кусевитского, который проводился в Тэнглвуде.

Уже через несколько лет Клаудио снова побеждает на состязании дирижеров имени Митропулуса, что дает ему шанс шесть месяцев работать с уникальным Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Такой быстрый подъем на верхушку мира музыки и обеспечил ему звание категории «люкс».

Клаудио Аббадо целых двадцать лет активно руководил Ла Скалой, возглавлял Венскую государственную оперу пять лет; работал главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, и много лет руководил Берлинским филармоническим оркестром, участники которого избрали Аббадо главным дирижером, когда умер Караяна. То, что итальянец сменил Караяна как посту главного дирижера Берлинского филармонического, еще не повод для домыслов – такой выбор оркестрантов стал сюрпризом как для музыкального сообщества так и, как считают некоторые, для самих филармоников. Аббадо покорил музыкантов своей чуткостью, легкостью и решительностью.

В начале 2000-х годов Аббадо покидает пост, и его дальнейшая работа в музыкальном мире становится не настолько изнуряющей. К сожалению, именно тогда у Аббадо и начинаются неприятности со здоровьем.

Нужного результата маэстро добивался, не прикладывая особых усилий

То, как Аббадо работал с оркестром, отличается отсутствием какого-либо диктата или уступок, и если он хотел добиться чего-то, он говорил лишь слово «слушайте», и мог повторять его десятки раз, пока не услышит то, чего хочет. Во время пауз между репетициями он играл с филармониками настольный теннис (кстати, постоянно у них выигрывал) или гонял наравне с молодыми музыкантами в футбол. К себе Клаудио Аббадо относился довольно просто, без излишеств, и любил повторять, что ничего совершенного в этом мире не существует, переписывая музыкальный материал десятки раз, чем доводил руководителем рекординговых компаний до истерик. Великий Аббадо скончался в возрасте восьмидесяти лет, лишив мир уникального человека, который жил музыкой.