1Выставка «Личный выбор» открылась в «Гараже», на ней представлены лучшие работы из личных экспозиций русских коллекционеров.

Основоположник русского меценатства

Павел Третьяков, один из немногих русских меценатов, которого чтили даже в советские времена, стал народным героем после передачи части личной экспозиции Российской империи. В настоящее время, когда шедевры стали перекочевывать в домашние коллекции, интерес к Третьякову, его влиянию на сегодняшнюю арт-жизнь, пытается обратить внимание современный культурный центр «Гараж». Доказать, что меценатство-это не блажь толстосумов, глухих к прекрасному, во имя прибыли попирающих духовность.

Современные меценаты

Создатели выставки обратились к владельцам коллекций с просьбой предоставить одну, самую интересную, на их взгляд, работу из своих запасов, и рассказать, почему именно это произведение искусства произвело на них наибольшее впечатление. Среди меценатов, откликнувшихся на этот призыв кардиохирург Михаил Алшибая, предприниматели Роман Абрамович, Владислав Доронин, Дарья Жукова и Леонид Блаватник. 20 работ из 20 коллекций собрала данная экспозиция, в их числе —«Пир Трималхиона» интереснейшая эпичная картина группы АЕС+Ф (современная интерпретация «Сатирикона»), работа Семена Файбисовича портрет Льва Рубинштейна в метрополитене, гиперреалистичного «Космонавта» Олега Кулика. Основной темой экспозиции стали философские размышления о развитии мира в разные времена. Так же представлены работа двух мастеров: скульптора из Америки Александра Колдера, предоставившего свои невероятную работу «Треугольники», ставшую классикой; «Панно с черепами II» братьев Чепмен.

Основная идея экспозиции заключается в том, что на Земле всё давно придумано, и необходимо менять структуру мира изнутри.

Коллекционер в сознании россиян

В европейских странах обладатель коллекций оказывают огромное влияние на арт-рынок. Для россиян собиратель – это враг. В их глазах художник занимается творчеством, чем-то возвышенным, а человек, обладающий художественными ценностями — потребитель, который наживается на прекрасном.

К коллекционерам основная претензия — приравнивание к шопингу приобретение картин, скульптур и других предметов искусства.

Но экспозиции рассматриваются не как денежные вливания, они создаются в первую очередь, как развернутая трактовка к реальности.

Например, художник из Южной Африки Кенделл Гирс, чья работа «Знаки, принятые за чудеса» из экспозиции Андрея Третьякова соответствует дебатам русских политиков по теме униженных и оскорблённых: это звезда Давида, грани которой состоят из полицейских дубинок. Зеркало, на котором написали небрежно «Больше мечтай, меньше работай» Сэма Дюранта кажется, отражает российскую действительность.

Коллекционеры из России наиболее чаще всего интересуются радикализмом и политическим протестом. Они хотят высказать свои взгляды на общество в современном мире.

На данный момент частные экспозиции снова становятся структурой, которая может соперничать с музеями, которые принадлежат государству.

Для художника частная коллекция, как ни удивительно, является культурным демократичным пространством, которому чужда идеология и это пространство ограниченно лишь вкусовыми пристрастиями владельца. Хотя собиратели произведений искусства считают, что творения Пикассо и Уорхола – это выгодное капиталовложение, которое позволит переждать валютные бури, арт-активы работают и на себя.