1Известный канадский режиссер Роберт Лепаж и Евгений Миронов, руководитель Театра Наций, представили театральной публике премьеру моноспектакля «Гамлет. Коллаж».

Шекспир, лицедейство и безумие…

Роберт Лепаж посвятил свой спектакль Актеру, который один разыгрывает знаменитую шекспировскую историю. Первоначальный его сюжет оказывается не столь важным. На первое место здесь выходит тема лицедейства, актера-Протея, который беспрерывно меняет свои лики и буквально сходит с ума в своей страстной увлеченности игрой. Игрой, в которой переплетаются жизнь и смерть. Мы видим Актера как будто вышедшего из легенды Средневековья – он играет христианского святого и, в конце концов, сам становится мучеником. Спектакль с Мироновым начинается и заканчивается неизменной мизансценой – он в смирительной рубашке сидит в углу палаты психиатрической лечебницы. Все происходящее ранее, с самого начала и до конца, оказывается просто видениями сошедшего с ума актера, которому уже давно негде лицедействовать, кроме как в больнице. Спектакль погружает нас в мир воспоминаний об игре, которая осталась в прошлом, о всепоглощающей тоске по театру, которого никогда не было, да и не могло быть.

В театре Наций уже давно ожидали постановок Лепажа. Режиссера любят и почитают как во всем мире, так и в России. На Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве в разное время были представлены все его лучшие спектакли. Ранее, почти восемнадцать лет назад, Лепаж уже ставил «Гамлета». «Эльсинор» – также моноспекталь, представлял собой монтаж фрагментов из «Гамлета», разыгрываемых одним актером – самим Робертом Лепажем.

Сегодня Лепаж переносит нас в картину мира эпохи Ренессанса. Перед зрителем предстает объемный куб, который беспрерывно находится в каком-то движении в воздушном пространстве. И в глубине этого куба, в самом его центре, – человек, актер, разыгрывающий «Гамлета». Лепаж будто моделирует Вселенную, центром которой является человек, постепенно начинающий осознавать, что ее существование от него не зависит.

Многоликий Евгений Миронов в мире Одиночества

Перевоплощения Евгения Миронова поражают воображение. Используя разные хитрости и уловки, технические эффекты, он мгновенно преображается до полной неузнаваемости. След губной помады, парик, затемненные очки – и перед нами Гертруда, мать Гамлета. Торжественный мундир, накладная борода – и мы уже видим Клавдия. Золотистые волосы отличают Офелию…. И каждый герой разговаривает своим особенным, только ему свойственным голосом. Здесь представлены вариации от тонкого, высокого женского голоса до приглушенного низкого мужского баса.

Это действительно театр одного актера. Мир, где находится только один человек, все остальное – мираж, видение, фантом. Мир одиночества. Монологи героев обращаются в пустоту. Общение происходит по телефону или в письмах. Одиночество – это главная трагедия, о которой рассказывает Лепаж во всех своих спектаклях.

Немного о недостатке эмоциональных переживаний

«Гамлет. Коллаж» действительно потрясает своей визуальной красотой и совершенством, впечатляет своей технологической сложностью и безупречностью воплощения идей. Однако, возможно вследствие этих новаторских технологических нововведений, спектакль теряет эмоциональную насыщенность. Психологические переживания отходят куда-то на задний план. А перед нами предстает лишь нескончаемая череда превосходных красивых картин. Несмотря на это, премьера Театра Наций «Гамлет. Коллаж» – грандиозное событие в культурной и театральной жизни всей России.